История заселения земли нивхской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История заселения земли  нивхской                                            

О народе.

Этническая история. 

Заселение Амура. 

Основная территория расселения нивхов.

 

Историки считают что нивхи на амуре самый древний народ.

Предполагают, что нивхи, небольшой народ, населяющий районы Дальнего Востока — прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура, расселённого в прошлом значительно шире, чем в настоящее время.

Как известно, по территориальному признаку нивхи делятся на две группы: материковую и островную (сахалинскую). Материковые нивхи живут на Нижнем Амуре, вдоль побережья Амурского лимана, Охотского моря и Татарского пролива. Островные нивхи живут на всей территории Сахалина, но главным образом сосредоточены в его северной части. Нынешние районы расселения нивхов в основном совпадают с территорией их расселения в середине XIX века.

Вплоть до 30-х годов в литературе нивхов называли гиляками. Под этим именем они были известны и соседним народам. Слово “гиляки” на тунгусо-маньчжурских языках означает “люди, передвигающиеся при помощи парных весел на больших лодках”. Сами себя они называют нивхами, что означает нивхгу- “человек”.

В XIX веке сохраняли пережитки первобытно-общинного строя, родовое деление. Вели оседлый образ жизни. Селения располагались обычно по берегам рек и морскому побережью. В своем интервью с Юшкиной А.А.  мы спросили про значение слова "гиляк", что нам ответили, слушайте из файла   

Исследователи Зеланд, Шренк дали развёрнутое описание самих Г. и образа их жизни: средний рост у мужчин - 160, а у женщин - 150 см. Они чаще всего «коренастые, с короткой шеей и хорошо развитой грудью, с несколько короткими и кривыми ногами, с малыми кистями и ступнями, с довольно большой, широкой головой, смуглым цветом кожи, темными глазами и черными прямыми волосами, которые у мужчин заплетаются сзади в косу, а у женщин - в две косы. В лице заметны черты монгольского типа…(см.фото)  

Этническая история. Первые русские землепроходцы (И. Москвитин и др.) впервые познакомились с нивхами в первой половине 17 века. В. Поярков во время своего амурского плавания обложил амурских нивхов ясаком. Численность нивхов в 17 в. русские оценивали в 5700 человек. Во второй половине 17 в. непосредственные контакты русских с нивхами прервались и были возобновлены лишь в середине 19 века, когда Амурская экспедиция Г. Невельского присоединила Сахалин к России. В середине 19 века нивхи сохраняли пережитки первобыт-нообщинного строя и родовое деление. У них существовала система родства ирокезского типа. Члены каждого рода имели общее родовое название. Род выполнял функции самоуправления и состоял из большесемейных общин и отдельных семей. Классическая форма брака - женитьба на дочери брата матери. Каждый род имел свою территорию. И в настоящее время все нивхские семьи хорошо помнят свои родовые названия и территории, которые принадлежали их родам. Русская колонизация Сахалина и низовьев Амура оказала серьезное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь нивхов. Начинается интенсивный распад родовой организации. Часть нивхов втягивается в товарно-денежные отношения, появляются новые виды хозяйственных занятий - домашнее скотоводство, земледелие, товарный промысел рыбы, отхожие промыслы. Широкое распространение получили многие элементы русской материальной культуры. Активную деятельность вели миссионеры русской православной церкви. К концу 19 в. все амурские нивхи были крещены, однако идеи христианства не оказали существенного влияния на их сознание. Перепись 1897 г. зафиксировала 4642 нивха, в том числе 2673 на материке и 1969 на Сахалине.

Заселение Амура.

С 1849 по 1855 гг. здесь развернулась активная деятельность амурской экспедиции под руководством Невельского. В 1849 г. было создано первое русское поселение на левобережье Амурского лимана - с.Петровское, в 1850 году заложен Николаевск. Прибывшие переселенцы основали несколько русских селений в низовьях Амура. На местах поселения русские , ограниченные правилом, сохранившимся до нач. 20 века «не стеснять коренных жителей в их промысловых угодьях разрабатывали сельскохозяйственные территории. В виду сложностями в земледелия в местных условиях русские переселенцы стали осваивать рыболовство- основное занятие местного коренного населения. Постепенно приток русских все увеличивался, развивалось хозяйство, инфраструктура. По данным на 1899 г. на Нижнем Амуре функционировало 10 миссионерских школ для детей коренного населения (из них нивхских-3), где преподавали грамоту, закон божий, начала арифметики.

Общение коренного населения с русскими затронуло все сферы их  жизни.

Основная территория расселения нивхов

Расселяются в Хабаровском крае (низовья Амура, побережье Амурского лимана, Охотского моря и Татарского пролива), образуя материковую группу  (г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре, г.Николаевск-на-Амуре, пос. Алеевка на р. Амур). Вторая, островная группа, представлена на севере Сахалина (пос. Некрасовка, Ноглики (север о-ва Сахалин), Поронайский р-н (юг о-ва Сахалин)). О возрасте села Алеевка прослушайте аудиофайл интервью с жительницей села Секан М.

Только после  переписи 1926 года стали ясны границы расселения нивхов на материке. В Лимане Амура это села: Куль, Иски, Пуир, Лангр, Пронге, Варке, Мы, Чоми. На материке Шренк в середине 19 века насчитал 55 селений нивхов, на Сахалине-38.Исходя из этого, численность населения на материке составлялась- 3512, на Сахалине-1704, т.е. всего 5216 человек. Перепись 1926 года нивхского населения составляла 2376 человек на материке, на Сахалине- 1700, итого 4076 человек.

Все поселки нивхов многонациональны. Кроме русских вместе с ними на Сахалине живут ороки и эвенки, в Хабаровском крае - ульчи и негидальцы. Нивхские поселения в Николаевском районе Хабаровского края в этническом отношении более однородны.  В настоящее время наиболее крупные группы нивхов сосредоточены в пос. Алеевка на берегу Амура, в пос. Вал, Ноглики и Некрасовка на о. Сахалин, а также в Поронайском р-не Сахалинской обл. 

Из рассказа А.А.Юшкиной: в 1949 г.в присоединении  Нижнего Амура  к территории России принимали активное участие два нивха Паркин и Позвейн, которые просили Невельского посодействовать о присоединении  этой территорию к России для защиты от всех остальных интервентов (например, американских китобоев), которые обижали нивхов. и в 1850 году  здесь, на территории Николаевска был водружен Российский флаг.

Из интервью мы узнали о размерах села Алеевка в советские времена: прослушайте запись

Материал подготовил Лысенко Олег (13 лет)   

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz