Методические рекомендации

                      

 

                                                     

Методические рекомендации

 

Методические рекомендации по организации

 исследовательской работы по проекту

 «Виртуальный музей «В гостях у нивхов»».

 

 

Как работа включена в сетку часов учебного плана: основная работа (сбор материала) проводится в каникулярное время (весенние, летние, осенние  каникулы), обработка материала- в послеурочное время (кружок « Web- мастер», авторский элективный курс «Этнография народов Севера Хабаровского края»).

Место выполнения работы: компьютерный класс (ОУ), библиотека,  краеведческий музей, экспедиция в места компактного проживания изучаемого народа.

Сроки выполнения работы 12 месяцев

Необходимое обеспечение работы: компьютеры, ноутбук (и), цифровая (ые) камера, сканер, диктофон (ы), цифровой (ые) фотоаппараты, навигатор GPS (необязательно), доступ к интернету.  программное обеспечение.

Основополагающий вопрос (проблема) исследований-

ладеют ли нивхи своей культурой и традициями в наше время?

Возможные темы исследовательских работ (групповых, индивидуальных), гипотезы работ:     

  • Являются ли нивхи вымирающей нацией?
  • Трудно ли научиться нивхскому языку?
  •  Чем отличается одежда нивхов от др.народов КМНС?
  • О чем рассказывают сказания и мифы нивхов?
  •  Всегда ли нивхи проживали на Нижнем Амуре и о.Сахалин?
  • Что значат для нивха традиционные виды деятельности?

Результаты и формы их представления- страницы Web- сайта для каждой групповой (индивидуальной) работы (темы). 

 

4. Виды деятельности руководителя по реализации проекта.

Реализация проекта «Виртуальный музей «В гостях у нивхов  осуществляется посредством следующих видов деятельности:

1.      планирование;

2.      архивные, исследовательские работы;

3.      компьютерное моделирование элементарных и простых учебных объектов;

4.      компьютерное моделирование на основе элементарных и простых учебных объектов коллекции сложных учебных объектов;

5.      публикация, в т.ч. и в среде Internet.

 

1)  Планирование.

Задачи:

·        разработка  методики (план) изучения  культуры, традиций, обычаев одного из коренных малочисленных народов Севера - нивхов Нижнего Амура, необходимой для эффективного ведения учащимися архивных, социологических учебных исследований;

·        организация инициативной группы учащихся (8 человек), ее подготовка, инструктаж;

·        создание необходимых для реализации проекта условий.

Данный вид деятельности предусматривает организационные моменты.

Изначально необходимо определить стратегию действий - мероприятия, составляющие как архивные, так и социологические исследования. Нужно ответить на ключевой вопрос - какой инструментарий, приемы и методы будут востребованы учениками при сборе информации о нивхах.

Полезно определить так же географию проекта – места исследования территорий проживания данной национальности КМНС (с.Оремиф, с.Озерпах, с.Н.Пронге, с.Пуир, с.Тнейвах, г.Николаевск-на-Амуре).

Важно сразу обозначить перед учащимися цели, задачи, методы их планируемой деятельности, выбрать среди них потенциальных лидеров, исполнителей, либо дать им возможность самостоятельно определиться с обязанностями в проекте.

Обязательным требованием является инструктирование по технике безопасности в различных ситуациях (экспедиция, исследовательские работы).

При осуществлении данного вида деятельности особое внимание должно быть уделено созданию необходимых для реализации проекта условий:

·        составить наиболее безопасные (в т.ч. альтернативные) маршруты к местам проведения исследований с поправкой на особенности климата, здоровья участников;

·        предусмотреть эвакуацию участников в экстренных случаях;

·        обеспечить участников транспортом, качественным питанием, медикаментами, туристическим снаряжением, лабораторным, цифровым оборудованием, расходными материалами и пр.;

·        предоставить рабочие места - мультимедийный класс на 8 человек.

Этот вид деятельности весьма важен, т.к. именно планирование, умение предвидеть ситуацию, оперировать сложившимися обстоятельствами обеспечивает в итоге либо успех всего проекта, либо непредсказуемые последствия в его реализации (частичное раскрытие идеи, низкие результаты или их отсутствие). 

 

2)  Архивные, социологические и исследовательские работы.

Задачи: получить, посредством проведения архивных, социологических и исследовательских работ, объективную информацию о культуре, традициях, обычаях, современной жизни нивхов Нижнего Амура.

Методы:

  • Работа в архиве: сбор  исторических демографических, статистических  данных.

  • Работа в ЦКМНС: сбор сведений о мастерах ДПИ.

     

  • Работа в музее: изучение материальной культуры, организация выставки предметов быта

     

  • Работа в селах: изучение духовной культуры, встречи с долгожителями, запись настоящей разговорной речи, собирание песен, сказаний, игр, интересных историй.

     

План-схема работы с детьми по данному виду деятельности такова:

ПРОШЛОЕ -НАСТОЯЩЕЕ-БУДУЩЕЕ

 

НИВХИ

  • Владение языком

  • Образование

  •  Занятость

  • Уровень жизни

  • Состояние здоровья

  • Количественный состав

  • Качественный состав

Необходимо с целью представления прошлого, изучить архивные материалы, провести работу со статистическими данными (выяснить статистику о количественном и качественном составе нивхов), имеющимися в статистическом отделе администрации района, муниципальных поселковых образованиях. Будет полезным так же организовать подборку законодательных материалов по вопросам КМНС.

Сбор различной информации о прошлом и настоящем нивхов осуществляется уже подготовленной на теоретических и практических занятиях группой школьников. Это делается  посредством экскурсий-путешествий (экспедиции) по селам Николаевского района, в которых дети собирают материалы духовной культуры (национальные игры, сказания, декоративно-прикладное искусство, мировоззрение), знакомятся с народными умельцами, находят  предметы материальной культуры, описывают результаты своих визитов, берут  интервью у местного населения и т.п. Для более эффективного исследования полезно организовать проживание детей в течение несколько дней.

При этом они должны уметь обращаться с научно-справочной литературой, правильно фотографировать объекты, давать им краткую характеристику.

Существенным дополнением всей работы будет создание карты-схемы проживания  нивхов на нижнем Амуре, отражающей виды их деятельности, количественный и качественный состав.

Все это позволит учащимся весьма глубоко изучить культуру и современную жизнь нивхов Нижнего Амура т.с. - «из первых рук». Анализируя полученные в самостоятельной или коллективной работе данные, составляя из различных количественных и качественных показателей современную социальную картину нивхов, они научатся понимать ценность Малой Родины, уважать традиции и обычаи населения, понимать уникальность нашего края. 

 

3)  Компьютерное моделирование элементарных учебных объектов.

Задача: смоделировать на основе полученной информации элементарные и простые учебные объекты.

Учащиеся сортируют собранную и первично обработанную информацию в системе файлов и папок, для хранения готовых учебных объектов. Разработка авторских объектов для атласа возможна при использовании самых простых инструментов виртуальной среды (MS Word, MS PowerPoint, MS Publisher, Move Maker, Picture Manager и пр.).

Структура библиотеки должна включать в себя следующие стандартизированные элементарные и простые учебные объекты:

  • иллюстрированные тексты (рисунки, фотоснимки общего вида, сочинения детей, аннотации, диаграммы, графики и пр.);

  • озвученные тексты (описания территорий, объектов, история их открытий);

  • озвученные видеофрагменты (естественные ландшафты, природные и хозяйственные объекты, встречи, знакомства, выставка предметов быта и т.д.);

  • анимации (карта района);

  • простые картосхемы.

Результатом данного вида деятельности станет успешный переход к осуществлению последующих, не менее важных этапов проекта. От качества смоделированных учащимися объектов будет зависеть функционирование коллекции в целом.

 

4)  Компьютерное моделирование на основе элементарных и простых учебных объектов коллекции сложных учебных объектов.

Задачи:

  • объединить в коллекцию сложных учебных объектов «Виртуальный музей «В гостях у нивхов»» стандартизированные элементарные и простые учебные объекты;

  • адаптировать полученную коллекцию к массовому внедрению в другие образовательные учреждения района;

Учащиеся собирают смоделированные ими ранее элементарные и простые учебные объекты в организованную систему файлов и папок. Важно, чтобы эти формальные комбинации приобрели в дальнейшем дидактический смысл. Затем, формируется общий каталог сайта, организуются гиперссылки из каталога на первичные (элементарные) учебные объекты. Разработка оболочки  возможна при использовании самых простых инструментов виртуальной среды (MS Word, MS PowerPoint, MS Publisher, EPublisher  и пр.). 

 

5) Структура ЦОРа может включать в себя следующие разделы:

I. О проекте. 

II.    Программа проекта. 

III.   Работы учеников.

  1. Статистика о жизни нивхов

  2. Декоративное искусство

  3. История заселения земли нивхской

  4. Без чего не может жить нивх

  5. Язык народа

  6. Былины и сказания, в которые верит народ

IV. Документы

V. Методические рекомендации

VI. Программа элективного курса "Этнография народов Севера Хабаровского края"

VII. Фотоальбом

Адаптация коллекции подразумевает разработку оптимальной для других пользователей системы навигации (гиперссылки), либо оформление коллекции в качестве сайта (CD-версия).

Сборка Web- сайта завершит поисково-исследовательскую деятельность учащихся, станет итогом их деятельности в рамках проекта. 

 

6) График мероприятий по проекту Документ Word

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz