Обычаи

                      

 

                                                     

Обычаи

Оказывается...

 По своему мировоззрению нивхи были анимистами. В каждом предмете они видели живое начало и человеческие черты.

 Широкое распространение имел культ природы - воды, тайги, земли. Чтобы сохранить хорошие отношения с их "хозяевами"-духами, нивхи устраивали жертвоприношения - "кормления". Строго соблюдались все ритуалы, связанные с огнем, существовали сложные обряды связанные с поеданием мяса белухи, с охотой на медведя и других животных.

Важная роль в духовной жизни нивхов, в их мировоззрении принадлежала собаке. Любимую собаку после смерти хозяина убивали. Существовал особый вид табуированных собак, которых приносили в жертву.

 Целоваться по-нивхски, это значит нужно прислониться друг к другу щеками и шумно втянуть носом воздух. 

 Во время родов женщина в течение нескольких дней находится в юрте совершенно одна. А муж в это время оказывает ей посильную помощь по-нивхски - раскрывает то, что было закрыто: коробочки, шкафчики и даже расшнуровывает ботинки.

После рождения мальчика его родители "теряют" имена и их начинают называть мать или отец такого-то.

 Предложение покурить - это предложение вступить в брак. Впрочем, ненадолго, на одну ночь.

 В выражениях "три тюленя" и "три оленя" - "три" это два разных слова.

 У нивхов были шаманы, которые изгоняли злых духов. У нивхов были обряды задабривания духов. Например, чтобы задобрить духа леса, нужно было поймать медвежонка и держать его три года, после чего на «медвежий» праздник его забивали (Евина В.С.)

Богатство выражалось в возможности содержать несколько жён, в серебр. монете, в большем кол-ве одежды, хороших собаках и т. п.

Нищих почти не встречалось, поскольку их подкармливали более состоятельные соплеменники; привилегированного класса не было; самые почитаемые люди - старики, богатые, знаменитые храбрецы, известные шаманы. 

На редких сходках разрешались важные споры, напр., похищение чьей-либо жены. Виновный мог быть приговорён либо к вещественному удовлетворению обиженного, либо к изгнанию из селения, иногда, правда, тайком - к смертной казни.

Живут нивхи вообще мирно, за больными всячески ухаживают, но умираюших выносят вон, из суеверного страха. 

У нивхов существуют национальные кладбища. По обычаям нивхов хоронят сидя. О погребальных обычаях прослушайте аудиозапись нашего интервью с А.А.Юшкиной

Удаляют в особый берестяной шалаш родильницу, даже зимою, отчего бывают случаи замерзания новорожденных.       

Гостеприимство у нивхов весьма развито, воровство неизвестно, обман - редкость, вообще они отличаются честностью…

 Женятся нивхи обыкновенно рано; иногда родители заключают браки между детьми 4-5 лет; за невесту уплачивают калым разными вещами… и, кроме того, жених должен устроить пир, продолжающийся с неделю. Допускаются браки с племянницами и двоюродными сестрами. Обращение с женой вообще мягкое. Брак легко может быть расторгнут, и разведенная легко находит себе другого мужа. Нередко также умыкание жен, с согласия умыкаемой; муж требует тогда возвращения калыма или преследует и мстит (бывают даже случаи убийства)… Вдова переходит часто к брату умершего или к другому близкому родственнику, но она может и остаться вдовою, и родственники все-таки обязаны помогать ей, если она бедна.    

Имущество отца переходит к детям, причем больше получают сыновья…

Они очень редко поют, не знают плясок, и имеют самую примитивную музыку, производимую ударами палок по висящему на веревках параллельно земле сухому шесту. 

Поклонялись деревянным идолам, изображавшим человека или зверя. Обычно идолы хранились в амбарах и выносили их лишь в исключительных случаях. У нивхов были священные места, где они просили у своих духов удачи или прощения. Они верили в загробную жизнь. Умерших отвозили в лес и сжигали на костре, а пепел собирали и укладывали в небольшом домике возле селения, в лесу, где также зарывали платье, оружие и трубку покойного, иногда их клали в самом домике; собак, привезших труп также убивали, а если умерший был бедняком, то лишь сжигали нарты. Возле этого домика родственники совершали поминки, приносили трубку с табаком, чашку с напитком, плакали и причитали. Связь с духами осуществлялась через шаманов.

У нивхов раньше не было фамилий и отчеств, только имена. Причем имя давалось ребенку со смыслом, и второго ребенка с таким именем не было. Так например, фамилия Юшкин, по мнению А.А., переводится с нивхского как «человек без долгов», так как юскить- это значит расплачивается; Пыск (имя матери А.А.) означает брошенная, и правда, она воспитывалась без родителей; Хать означает «першит в горле», отсюда, возможно, произошло имя Ханк ( бабушка Высина В.) (Из рассказа Юшкиной А.А., с.Алеевка)

Существует обычай кормления воды и земли (чтобы ничего не случилось)два раза в год: перед ледоходом и глубокой осенью, перед ледоставом. Кормление воды называется Тол-арть, а кормление земли- Кыз мынть.

Вах- священная стружка, кладется в гроб вместо подушки под голову, используется для обрядов, танцев, для лечения поясницы, суставов.

Для того, чтобы была удача на незнакомом месте (на воде и на земле, в лесу) , его  нужно задабривать сырым рисом, нивхскими блюдами, прикуривается сигарета.

Детям не разрешалось пить и курить, но женщины, собираясь вместе, могли скатать самокрутку и пустить папиросу по кругу. В этом  А.А.Юшкина видит знак единения.

В трех км от Алеевки находилось нивхское село, называемое Ночьпах. Около него было нивхское кладбище. Сейчас дорогу туда найти почти невозможно. У нивхов для похорон существовали особые обычаи, от того, как умер человек, зависит способ его захоронения. Например, женщина (родственник Боря Путун праправнук), родившая двойню (считалась греховной), вырастившая этих детей, умирает своей смертью, и ее хоронят полусидя, не закапывая в землю, укрывают рябиновыми стружками. Говорят, до сих пор это «захоронение» сохранилось. Место знала Кеткан, умерла.

Сестра А.А. в 7 лет упала с моста в воду, умерла от разрыва сердца. Ее захоронили по распоряжению деде по нивхскому обычаю, но не на кладбище, а положили на клетку по форме гроба, обложили стружками и сожгли на берегу реки Амур. Пепел сложили в маленький домик, который потом обнесли оградой. Нивхи считали, что если вода забрала человека, то он должен и после смерти общаться с водой. Много лет, пока там жили, прорубали к тому месту тропку. Сейчас все сгорело.

Мать мужа А.А. была в марте утопилась в проруби. Ее похоронили в землю в отдалении от кладбища, но около воды. Рядом поставили лодку, принадлежавшую утопленнице. Долгое время эта лодка стояла, пока не сгнила.это находилось между Джаоре и Лиманом в км 5.

читайте также на нашем сайте:

Материал подготовила  Валевич Татьяна  (15 лет) 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz