Программа проекта

                      

 

                                                     

e-mail автора:

xanugi@mail.ru

            Программа проекта

Актуальность изучаемой темы:

Нижний Амур и Сахалин всегда представляли интерес для ученых- этнографов. В.Богуславский пишет, что впервые русские услышали о нивхах (гиляках)  весной 1640: от одного пленника- эвена первопроходец томский  казак И. Москвитин узнал о существовании на юге Охотского моря «реки Мамур», т. е. Амур, в устье которой и на островах жили «гуляки сидячие». Уже в начале 18 века писали о происхождении, культуре и особенностях быта, о сложностях состава этого населения. А с середины 19 века началось глубокое систематическое изучение народов. Первая статья о коренных народах вышла в 1856 г. Первое место в исследованиях народов Дальнего Востока принадлежит русским авторам.  Этим вопросом занимались такие знаменитые люди, как Г.И.Невельской, Н.К.Бошняк и др. Последнее крупное исследование народов Нижнего Амура и Сахалина за период середина 19- начало 20 века.

 

Изменилось ли состояние населения Нижнего Амура в наши дни? Изменились ли расселение,  культура , характер взаимоотношений с другим населением, брачные отношения, язык, культура, статистика? Мы попытаемся выявить основные изменения в культуре одного народа- нивхов, проживающих на Нижнем Амуре на примере одного из мест компактного проживания- с.Нижние Пронге и с.Алеевка Николаевского на Амуре района Хабаровского края; изменения, возникшие в результате общения с русским населением и их культурой.

Предыдущие исследования доказывают, что русская культура оказала огромное влияние на нивхов и другие коренные народы, и это не случайно, т.к. с середины 19 века русские здесь- тоже постоянное (коренное) население.

Нивхи – одна их 26 народностей, входящих в Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Изучением именно нивхов занимались такие крупные исследователи как Л.И.Шренк , Л.Я.Шнернберг, который в конце 19 века начал систематическое изучение родового состава, происхождения, социального строя нивхов. Им же созданы капитальные труды по истории и культуре нивхов. Из современных исследователей самое громкое имя по части изучения нивхов пожалуй, принадлежит Ч.М.Таксами, Санги В.М.

  

Цели курса:        

  • расширение и углубление знаний учащихся о родном крае;
  • выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей  учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
  • приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности c использованием новых информационных технологий.

Учебные задачи курса:

  • формирование научных взглядов;
  • создание системы мероприятий, обеспечивающей вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность;
  • участие в проводимых в рамках школы, района, города олимпиадах, конкурсах, конференциях, семинарах .

Воспитательные задачи курса:

  • Формирование научно- материалистического мировоззрения обучающихся.

  • Формирование у учащихся представления об этнографии как науке.

  • Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

  • Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за судьбу родного края

Ожидаемые результаты: руководство деятельностью по проекту «Виртуальный музей «В гостях у нивхов»», цифровой образовательный ресурс- мультимедийное методическое пособие по истории родного края «Виртуальный музей «В гостях у нивхов»».

Предметная область: физическая география, история, обществоведение, краеведение, литература, технология, изобразительное искусство.

Возраст учащихся 13-15 лет

Количество учащихся в группе -8 человек

Как работа включена в сетку часов учебного плана: основная работа (сбор материала) проводится в каникулярное время (весенние, летние, осенние  каникулы), обработка материала- в послеурочное время (кружок « Web- мастер», элективные курсы «Этнография народов Севера Хабаровского края»).

Место выполнения работы: компьютерный класс (ОУ), районная библиотека, краеведческий музей им.Розова, экспедиция в места компактного проживания изучаемого народа.

Сроки выполнения работы 12 месяцев

Необходимое обеспечение работы: компьютеры, ноутбук (и), цифровая (ые) камера, сканер, диктофон (ы), цифровой (ые) фотоаппараты, навигатор GPS (необязательно), доступ к интернету.  программное обеспечение.

 

Основополагающий вопрос (проблема) исследования:

ладеют ли нивхи своей культурой и традициями в наше время?

 

Возможные темы исследовательских работ (групповых, индивидуальных), гипотезы работ       

  • Являются ли нивхи вымирающей нацией?
  • Трудно ли научиться нивхскому языку?
  •  Чем отличается декоративное искусство нивхов от других народов КМНС?
  • В чем особенность устного народного творчества нивхов?
  •  Всегда ли нивхи проживали на Нижнем Амуре и о.Сахалин?
  • Насколько важны для нивха традиционные виды деятельности?

Результаты и формы их представления- страницы Web- сайта для каждой групповой (индивидуальной) работы (темы).

 

Учебно-тематический план: 

 

Тема

Задачи

Количество часов

 

Теоретические занятия (коллективные и индивидуальные)

14

1

Знакомство с проектом исследования. Разработка целей и задач исследования.

- изучить основные задачи проекта,

- формирование понятий: этнология, этнография, этногенез, толерантность, ксенофобия и др.,

- изучить принципы классификации этносов (лингвистический признак и др.)

1

2-3

Выбор тем исследования.  Формулирование рабочей гипотезы. Разработка программы исследования

- формирование представлений о сходствах и различиях у народов КМНС;

- изучить особенности менталитета нивхов

2

4

Оформление  работы

Обучение основным принципам оформления работ в текстовом редакторе, применение сносок, оформление списка литературы и интернет- страниц

1

5-6

Способы и формы предоставления данных

Применение таблиц, диаграмм, графиков; графики, звука и изображений  для достижения цели работы

2

7-8

Работа с физической картой, контурной картой и социальным сервисом Google maps

- развитие навыков работы с географической картой, составление собственной карты, изучение способов отображения, знакомство с Google maps

2

9-10

Компьютерная обработка данных исследования

Познакомить со способами обработки данных ( фото, видео, аудио); сортировка, поиск, отбор информации

2

11

Принципы работы с большими объемами информации

Работа с базами данных и  поиск информации в базах

1

12

Обработка данных в условиях экспедиции

Познакомить с правилами сбора, обработки и сохранения данных, электронные таблицы

1

13-14

Знакомство с «Конструктором школьных сайтов»

Научить создавать страницы сайта с помощью «Конструктора школьных сайтов»: свойства проекта, свойства страницы, вставка и т.д.

2

 

Практические занятия

47

1

Урок толерантности

1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.

2. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия.

3. Достичь определенного уровня доверия в группе.

1

2

Практикум по сканированию

Научить получать и сохранять качественные изображения

1

3-5

Сбор материала в библиотеке

Научить ориентироваться в многообразии литературы, отбирать, сортировать, материал, познакомить с правилами оформления  библиографии. Поиск и изучение литературы по теме исследования.

3

6-7

Сеть Интернет

Научить работать с глобальной сетью Интернет и поиску, сохранению  информации в ней.

2

8-10

Мастер- класс «Работа с цифровыми фотоаппаратом и видеокамерой, диктофоном»

Познакомиться с техническими возможностями фотоаппарата и камеры. Научить получать качественные изображения и звук.

3

11-12

Мастер- класс «Мое первое интервью»

Научить составлять план интервью, интервьировать, записывать интервью, оформлять и воспроизводить

2

13-14

Посещение краеведческого музея

Познакомиться с краеведческими материалами по теме.

2

15-27

Участие в этнографической экспедиции

Выполнение собственных исследований. Сбор краеведческого материала по заданиям к экспедиции  для каждой темы исследования

12

28-29

Обработка цифровых фотографий в графических редакторах, адаптация к Web

Знакомство со программами обработки изображений, способами расширения, сжатия, адаптации к Web в диспетчере рисунков Microsoft Office Picture Manager

2

30-31

Обработка данных в «Move maker»

Знакомство с программой обработки видео: импорт данных, обрезка, склеивание, эффекты, переходы, монтаж

2

32-37

Самостоятельная работа по структурированию сайта, уточнению содержания, оформление библиографии

Самостоятельная работа по обработке содержания проекта

6

38-45

Оформление web- страниц сайта

Оформление  индивидуальных и групповых проектов : разработка структуры, наполнение содержанием.

8

46-47

Участие в районной конференции исследовательских работ школьников.

Представление исследовательских работ учащихся на районной конференции

2

График мероприятий по проекту Документ Word

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz