Актуальность изучаемой темы:
Нижний Амур и Сахалин всегда представляли интерес для ученых- этнографов. В.Богуславский пишет, что впервые русские услышали о нивхах (гиляках) весной 1640: от одного пленника- эвена первопроходец томский казак И. Москвитин узнал о существовании на юге Охотского моря «реки Мамур», т. е. Амур, в устье которой и на островах жили «гуляки сидячие». Уже в начале 18 века писали о происхождении, культуре и особенностях быта, о сложностях состава этого населения. А с середины 19 века началось глубокое систематическое изучение народов. Первая статья о коренных народах вышла в 1856 г. Первое место в исследованиях народов Дальнего Востока принадлежит русским авторам. Этим вопросом занимались такие знаменитые люди, как Г.И.Невельской, Н.К.Бошняк и др. Последнее крупное исследование народов Нижнего Амура и Сахалина за период середина 19- начало 20 века.
Изменилось ли состояние населения Нижнего Амура в наши дни? Изменились ли расселение, культура , характер взаимоотношений с другим населением, брачные отношения, язык, культура, статистика? Мы попытаемся выявить основные изменения в культуре одного народа- нивхов, проживающих на Нижнем Амуре на примере одного из мест компактного проживания- с.Нижние Пронге и с.Алеевка Николаевского на Амуре района Хабаровского края; изменения, возникшие в результате общения с русским населением и их культурой.
Предыдущие исследования доказывают, что русская культура оказала огромное влияние на нивхов и другие коренные народы, и это не случайно, т.к. с середины 19 века русские здесь- тоже постоянное (коренное) население.
Нивхи – одна их 26 народностей, входящих в Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Изучением именно нивхов занимались такие крупные исследователи как Л.И.Шренк , Л.Я.Шнернберг, который в конце 19 века начал систематическое изучение родового состава, происхождения, социального строя нивхов. Им же созданы капитальные труды по истории и культуре нивхов. Из современных исследователей самое громкое имя по части изучения нивхов пожалуй, принадлежит Ч.М.Таксами, Санги В.М.
Цели курса:
- расширение и углубление знаний учащихся о родном крае;
- выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
- приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности c использованием новых информационных технологий.
Учебные задачи курса:
- формирование научных взглядов;
- создание системы мероприятий, обеспечивающей вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность;
- участие в проводимых в рамках школы, района, города олимпиадах, конкурсах, конференциях, семинарах .
Воспитательные задачи курса:
-
Формирование научно- материалистического мировоззрения обучающихся.
-
Формирование у учащихся представления об этнографии как науке.
-
Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
-
Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за судьбу родного края
Ожидаемые результаты: руководство деятельностью по проекту «Виртуальный музей «В гостях у нивхов»», цифровой образовательный ресурс- мультимедийное методическое пособие по истории родного края «Виртуальный музей «В гостях у нивхов»».
Предметная область: физическая география, история, обществоведение, краеведение, литература, технология, изобразительное искусство.
Возраст учащихся 13-15 лет
Количество учащихся в группе -8 человек
Как работа включена в сетку часов учебного плана: основная работа (сбор материала) проводится в каникулярное время (весенние, летние, осенние каникулы), обработка материала- в послеурочное время (кружок « Web- мастер», элективные курсы «Этнография народов Севера Хабаровского края»).
Место выполнения работы: компьютерный класс (ОУ), районная библиотека, краеведческий музей им.Розова, экспедиция в места компактного проживания изучаемого народа.
Сроки выполнения работы 12 месяцев
Необходимое обеспечение работы: компьютеры, ноутбук (и), цифровая (ые) камера, сканер, диктофон (ы), цифровой (ые) фотоаппараты, навигатор GPS (необязательно), доступ к интернету. программное обеспечение.
Основополагающий вопрос (проблема) исследования:
-владеют ли нивхи своей культурой и традициями в наше время?
Возможные темы исследовательских работ (групповых, индивидуальных), гипотезы работ:
- Являются ли нивхи вымирающей нацией?
- Трудно ли научиться нивхскому языку?
- Чем отличается декоративное искусство нивхов от других народов КМНС?
- В чем особенность устного народного творчества нивхов?
- Всегда ли нивхи проживали на Нижнем Амуре и о.Сахалин?
- Насколько важны для нивха традиционные виды деятельности?
Результаты и формы их представления- страницы Web- сайта для каждой групповой (индивидуальной) работы (темы).
Учебно-тематический план:
№ |
Тема |
Задачи |
Количество часов |
|
Теоретические занятия (коллективные и индивидуальные) |
14 |
1 |
Знакомство с проектом исследования. Разработка целей и задач исследования. |
- изучить основные задачи проекта,
- формирование понятий: этнология, этнография, этногенез, толерантность, ксенофобия и др.,
- изучить принципы классификации этносов (лингвистический признак и др.) |
1 |
2-3 |
Выбор тем исследования. Формулирование рабочей гипотезы. Разработка программы исследования |
- формирование представлений о сходствах и различиях у народов КМНС;
- изучить особенности менталитета нивхов |
2 |
4 |
Оформление работы |
Обучение основным принципам оформления работ в текстовом редакторе, применение сносок, оформление списка литературы и интернет- страниц |
1 |
5-6 |
Способы и формы предоставления данных |
Применение таблиц, диаграмм, графиков; графики, звука и изображений для достижения цели работы |
2 |
7-8 |
Работа с физической картой, контурной картой и социальным сервисом Google maps |
- развитие навыков работы с географической картой, составление собственной карты, изучение способов отображения, знакомство с Google maps |
2 |
9-10 |
Компьютерная обработка данных исследования |
Познакомить со способами обработки данных ( фото, видео, аудио); сортировка, поиск, отбор информации |
2 |
11 |
Принципы работы с большими объемами информации |
Работа с базами данных и поиск информации в базах |
1 |
12 |
Обработка данных в условиях экспедиции |
Познакомить с правилами сбора, обработки и сохранения данных, электронные таблицы |
1 |
13-14 |
Знакомство с «Конструктором школьных сайтов» |
Научить создавать страницы сайта с помощью «Конструктора школьных сайтов»: свойства проекта, свойства страницы, вставка и т.д. |
2 |
|
Практические занятия |
47 |
1 |
Урок толерантности |
1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.
2. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия.
3. Достичь определенного уровня доверия в группе. |
1 |
2 |
Практикум по сканированию |
Научить получать и сохранять качественные изображения |
1 |
3-5 |
Сбор материала в библиотеке |
Научить ориентироваться в многообразии литературы, отбирать, сортировать, материал, познакомить с правилами оформления библиографии. Поиск и изучение литературы по теме исследования. |
3 |
6-7 |
Сеть Интернет |
Научить работать с глобальной сетью Интернет и поиску, сохранению информации в ней. |
2 |
8-10 |
Мастер- класс «Работа с цифровыми фотоаппаратом и видеокамерой, диктофоном» |
Познакомиться с техническими возможностями фотоаппарата и камеры. Научить получать качественные изображения и звук. |
3 |
11-12 |
Мастер- класс «Мое первое интервью» |
Научить составлять план интервью, интервьировать, записывать интервью, оформлять и воспроизводить |
2 |
13-14 |
Посещение краеведческого музея |
Познакомиться с краеведческими материалами по теме. |
2 |
15-27 |
Участие в этнографической экспедиции |
Выполнение собственных исследований. Сбор краеведческого материала по заданиям к экспедиции для каждой темы исследования |
12 |
28-29 |
Обработка цифровых фотографий в графических редакторах, адаптация к Web |
Знакомство со программами обработки изображений, способами расширения, сжатия, адаптации к Web в диспетчере рисунков Microsoft Office Picture Manager |
2 |
30-31 |
Обработка данных в «Move maker» |
Знакомство с программой обработки видео: импорт данных, обрезка, склеивание, эффекты, переходы, монтаж |
2 |
32-37 |
Самостоятельная работа по структурированию сайта, уточнению содержания, оформление библиографии |
Самостоятельная работа по обработке содержания проекта |
6 |
38-45 |
Оформление web- страниц сайта |
Оформление индивидуальных и групповых проектов : разработка структуры, наполнение содержанием. |
8 |
46-47 |
Участие в районной конференции исследовательских работ школьников. |
Представление исследовательских работ учащихся на районной конференции |
2 |
График мероприятий по проекту Документ Word