Программа элективного курса "Этнография народов Севера Хабаровского края"
Автор: Мурзагалиева Ольга Андреевна, учитель информатики
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Учебно- тематический план
3. Содержание изучаемого курса
4. Примерные задания для практических работ
5. Методические рекомендации
6. Критерии оценивания результатов обучения
7. Информационное обеспечение программы
1. Пояснительная записка
В Хабаровском крае проживает 25 этносов коренных малочисленных народов Севера (КМНС) численностью 23 тысячи человек (1,5 процента населения). Восемь из них – нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи, эвены, эвенки, негидальцы, нивхи - признаны именно хабаровскими коренными.
Актуальность выбранной темы курса особенно вырастает в последние годы. Несмотря на видимые усилия правительства помочь возрождению национальных традиций и традиционного уклада жизни малочисленных народов, эта задача остается пока не решенной, более того, в Хабаровском крае наблюдается упадок и даже исчезновение признаков принадлежности к культуре своего народа ее представителей.
Содержание курса познакомит школьников с этническими особенностями коренных народов Севера, проживающих в Хабаровском крае. В программу включен как теоретический материал, так и практические занятия, основанные, главным образом на ИКТ компетентности учащихся. Таким образом, знания региональных особенностей этнографии помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов, Интернета, газет и журналов, а также представления результатов в виде продуктов (презентации, сайта, доклада).
Курс «Этнография народов Севера Хабаровского края» предназначен для реализации в старших классах школ (рассчитан на учащихся 9-х классов), ориентирован на лучшее понимание национальных традиций и может быть использован как линия углубления знаний по основному предмету «география».
При работе широко используются межпредметные и межкурсовые связи (дальневосточная литература, обществознание, история, информатика и т.д.).
Цель курса:
· воспитание патриотизма учащихся через расширение и углубление знаний учащихся о родном крае.
Задачи курса:
- формировать у учащихся представления об этнографии как науке;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Объем занятий составляет 20 часов. При необходимости изучения дополнительных тем (см. Методические рекомендации) объем программы увеличивается на необходимое количество часов, но не более 34-х занятий. Курс может быть реализован одним учителем (географии или информатики) или двумя учителями совместно.
Система форм и методов: лекционные занятия, практикумы, семинарские занятия, поисковая деятельность (самостоятельная работа с литературными -, интернет- источниками), доклады, дискуссии, зачет. Доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Средствами для ее осуществления являются задания, которые предлагаются в сопровождающем курс учебном пособии.
Исследовательскую часть программы ученики выполняют индивидуально или группами под руководством учителя. Заключительным этапом работы является зачёт по применению полученных знаний и умений с выступлениями в виде докладов, сопровождаемых презентацией уч-ся, рефератов и отчетов о проведенных групповых исследованиях, с демонстрацией результатов и оформлением работ, сайтов (для сильных учащихся).
Учебно-методический комплекс: библиотеки, видеотека, интернет, компьютерные образовательные программы, компьютерные обучающие программы и т.д.
Программа курса предполагает широкий спектр использования компьютерных технологий. При отсутствии или недостатке умений детей работы с ПК предусмотрены дополнительные темы для изучения.
Знания, приобретённые в процессе изучения данного курса:
· о принципах классификации этносов;
· о районах проживания КМНС на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае;
· о сходствах и различиях у народов КМНС;
· о важности и значимости каждого этноса нашей страны для культурного, нравственного и экономического развития России.
Умения, сформированные на основе приобретённых знаний:
· самостоятельный поиск необходимой информации в среде Интернет;
· работа с географической картой реальной и виртуальной;
· самостоятельный выбор наиболее подходящих способов выполнения заданий;
· классификация, обобщение, анализ статистических данных;
· умение выражать собственную мировоззренческую позицию, развитие моно- и диалогической речи;
· представление результатов работы в виде сводных таблиц, диаграмм, проектов, презентаций, сайтов и т. д.
2. Учебно- тематический план
№ урока |
Тема занятия |
Теория |
Практика |
Семинар | |
1. |
Введение: цели и задачи курса. Классификация народов. |
1 |
|
| |
2. |
Коренные малочисленные народы Севера: общая характеристика, состав, география. |
0,5 |
0,5 |
| |
3. |
Правила работы в «Google Maps» |
|
1 |
| |
4. |
Природные зоны распространения народов КМНС |
|
1 |
| |
5. |
Менталитет КМНС |
0,5 |
0,5 |
| |
6-7 |
Народы Севера и Дальнего Востока России; народы, говорящие на изолированных языках |
1 |
|
1 | |
8-9 |
Демография народов Дальнего Востока |
|
1 |
1 | |
10 |
Всегда ли народы Севера жили под флагом России? |
1 |
|
| |
11 |
Религии народов |
0,5 |
0,5 |
| |
12 |
Роль КМНС в истории России |
0,5 |
0,5 |
| |
13 |
Народы КМНС на территории России |
|
|
1 | |
14 |
Нивхи. Культура, обычаи и традиции. Территория проживания |
|
1 |
| |
15 |
Негидальцы. Культура, обычаи и традиции. Территория проживания |
|
1 |
| |
16 |
Орочи. Культура, обычаи и традиции. Территория проживания |
|
1 |
| |
17 |
Ульчи. Культура, обычаи и традиции. Территория проживания |
|
1 |
| |
18 |
Народы Севера |
|
|
1 | |
19-20 |
Итоговый урок. Зачет |
|
2 |
| |
|
Итого |
5 |
11 |
4 | |
3. Содержание изучаемого курса
№ |
Задачи |
Тема |
Блоки |
Деятельность учащихся |
1 |
u изучить основные задачи курса; u формирование понятий: этнология, этнография, этногенез, толерантность, ксенофобия и др.; u изучить принципы классификации этносов (лингвистический признак и др.) |
Введение: цели и задачи курса. Классификация народов. |
1. Введение, понятие этнографии. Основная цель – уважение своего народа через знание о других. 2. «Нерусские», сыгравшие большую роль в нашей истории (также и современные деятели) 3. Принципы классификации: расовый, географический, лингвистический. |
- запись в тетрадь конспекта лекции. - описание вместе с преподавателем принципов и признаков классификации народов. -определение актуальности проблемы, запись |
2 |
u изучить распространение КМНС в России; u определить районы проживания КМНС на Дальнем Востоке; u распространение КМНС в Хабаровском крае |
Коренные малочисленные народы Севера: общая характеристика, состав, география. |
КМНС: состав и распространение |
- поиск информации в среде Интернет; -запись выбранной информации в тетрадь; -оформление информации на странице Word
|
3
|
u развитие навыков работы с географической картой, составление собственной карты, изучение способов отображения |
Практическое занятие: правила работы в «Google Maps» |
Нанесение на карту основных границ распространение КМНС в РФ.
|
-нанесение точек на карту( работа с атласом Хабаровского края, работа с программой «Google Maps»); -составление карты «Малочисленные народы Севера в РФ» (нанесение территорий проживания на карту), вывод о географии КМНС в нашей стране |
4 |
u развитие навыков работы на ПК; u сопоставление и анализ карт распределения КМНС и карты природных зон, анализ и оформление выводов. |
Практическое занятие: природные зоны распространения народов КМНС |
Карта «Природные зоны распространения народов КМНС» |
Оформление карты «Природные зоны распространения народов КМНС» |
5 |
u формирование представлений о сходствах и различиях у народов КМНС; u формирование понятия менталитет; u изучить особенности менталитета нивхов |
Менталитет КМНС |
1. Сходства и различия в языках. 2. Менталитет КМНС – «характер» народа (медлительность, упорство, терпеливость, оптимизм, неприхотливость, послушание и т.д.) |
- при раскрытии темы «менталитет КМНС» - форма самостоятельной работы под направлением преподавателя |
6 |
u закрепление знаний о роли лингвистики в классификации народов, роли природных условий для определения основных (традиционных) занятий населения |
Народы Севера и Дальнего Востока России; народы, говорящие на изолированных языках |
1. ненцы, селькупы, нганасаны, энцы. 2. юкагиры, чуванцы 3. чукчи, коряки, ительмены, камчадалы, алюторцы, коряки. 4. эскимосы, алеуты 5. нивхи 6. кеты |
Конспектирование лекции |
7 |
u завершить формирование представлений об этническом составе и этнической географии России; u формирование понимания важности и значимости каждого этноса нашей страны для культурного, нравственного и экономического развития России |
Семинар: народы КМНС, говорящие на изолированных языках |
1. Доклады - менталитет КМНС - языковые семьи в РФ, численное соотношение - самодийская группа народов - чукчи, эскимосы, нивхи или кеты (по выбору) 2. Вклад в общероссийскую культуру всех вышеперечисленных народов |
1. Подготовка и защита презентаций по заранее оговоренным темам 2. Представление карт: - амурские народы и нивхи (народы Дальнего Востока) |
8 |
u продолжить развитие навыков самостоятельной работы со статистическими материалами; u формирование умений самостоятельно выбирать наиболее подходящие способы выполнения заданий (составление карт и т.д) |
Практикум: демография народов Дальнего Востока |
1. Изменение численности народов КМНС 2. Демографическая ситуация народов |
Составление по статистическим данным графиков изменения численности других народов Севера, проживающих в Хабаровском крае (по материалам переписи населения 2002г. и ранее (http//www.perepis 2002.ru) |
9 |
u развитие умения работы со статистическими данными (их классификация, обобщение, анализ)
|
Семинар: демография народов Дальнего Востока |
1. Изменения численности КМНС на территории РФ, прогноз на будущее. 2. Анализ графиков и карт |
-диаграммы численности КМНС Хабаровского края на ПК в Word, графики изменения численности нивхов, орочей и негидальцев на территории РФ -анализ графиков и оформление выводов |
10 |
u изучение КМНС, их разнообразия; u развитие представлений о истории взаимоотношений между русскими и народами Севера |
Всегда ли народы Севера жили под флагом России? |
История взаимоотношений (влияние России, вхождение в состав России, исчезающие народы, исчезновение народов).
|
Конспектирование лекции |
11 |
u продолжить изучение этнической карты нашей страны и разнообразия народов России; u изучение религиозной принадлежности КМНС |
Религии народов |
1. Распределение народов данных групп по принципу религиозной принадлежности. 2. Составление таблицы «Религии народов КМНС» |
Составление таблицы «Религии народов Севера»
|
12 |
u продолжить формирование целостной этнографической картины Дальнего Востока у учащихся; u изучить роль КМНС в развитии и в истории нашей страны |
Роль в истории России |
1. Знаменитые люди 2. Национальные названия на карте России |
-конспектирование лекции -поиск информации в среде Интернет; -запись выбранной информации в тетрадь или сохранение на компьютере; -оформление информации в Word |
13 |
u формирование представлений о КМНС как этнически разнообразной части человечества, связанной между собой языковыми особенностями; u развитие умений выражать собственную мировоззренческую позицию, развитие моно- и диалогической речи; u расширение смыслового значения таких общеизвестных терминов как «интернационализм» и «патриотизм» |
Семинар «Народы КМНС на территории России» |
1. «Круглый стол» по заданной заранее теме: - опасность ксенофобии для развития России (обсуждение проблем) 2. Защита проектов (индивидуальные задания) |
- разбор темы по ксенофобии -защита собственной позиции (проблемный вопрос – есть ли предел интернационализма?) - защита проекта (оформленные различными картографическими способами карты распространения народов)
|
14 |
u Изучить культурные обычаи нивхского народа, их традиции, праздники, религию |
Нивхи. Культура, обычаи и традиции. Территория проживания |
1. Особенности распространения на территории России. 2. Религии, культурные особенности, пища 3. Традиционные виды деятельности 4. Литература народов |
-поиск информации в среде Интернет; -запись выбранной информации в тетрадь или сохранение на компьютере; -оформление информации на странице Word |
15 |
u продолжить изучение этнической карты нашей страны и разнообразия народов России; u формирование целостной картины у учащихся об негидальской языковой семье; u изучение происхождения народов на примере данных |
Негидальцы. Культура, обычаи и традиции. Территория проживания |
1. Особенности распространения на территории России. 2. Религии, культурные особенности, пища 3. Традиционные виды деятельности 4. Литература народов |
-поиск информации в среде Интернет; -запись выбранной информации в тетрадь или сохранение на компьютере; -оформление информации на странице Word |
16 |
u Продолжить изучение этнической карты нашей страны и разнообразия народов России; u формирование целостной картины у учащихся об орочской языковой семье; u изучение происхождения народов на примере данных |
Орочи. Культура, обычаи и традиции. Территория проживания |
1. Особенности распространения на территории России. 2. Религии, культурные особенности, пища 3. Традиционные виды деятельности 4. Литература народов |
-поиск информации в среде Интернет; -запись выбранной информации в тетрадь или сохранение на компьютере; -оформление информации на странице Word |
17 |
u продолжить изучение этнической карты нашей страны и разнообразия народов России; u формирование целостной картины у учащихся об ульчской языковой семье; u изучение происхождения народов на примере данных |
Ульчи. Культура, обычаи и традиции. Территория проживания |
1. Особенности распространения на территории России. 2. Религии, культурные особенности, пища 3. Традиционные виды деятельности 4. Литература народов |
-поиск информации в среде Интернет; -запись выбранной информации в тетрадь или сохранение на компьютере; -оформление информации на странице Word |
18 |
u развитие у учащихся форм деятельностного подхода в изучении этнографических данных (самостоятельная работа с дополнительной литературой); u воспитание и развитие коммуникативных навыков у учащихся, умения изложения материала (развитие монологической речи) |
Семинар: Народы Севера |
Доклады по темам: - нанайцы (обычаи, география, диалектные группы); - эвены; - героический эпос эвенкийского народа, -судьба удегейцев, и т.д. + темы по выбору учащихся, соответствующие теме семинара
|
1. Защита презентации по заранее поставленным темам. 2. Представление карты «народы Севера на территории России», её объяснение и обоснование выбранных форм и способов картографического изображения |
19- 20 |
u оценить уровень усвоения материала; u акцентировать учащихся на понимание важности гармоничных (адекватных) межнациональных взаимоотношений |
Итоговый урок. Зачет |
Проверка: зачет работ (сайты, страницы сайта, презентации, доклады, карты) выполненных за время всего курса – при наличии всех необходимых работ- зачет.
|
Описание народа (языковая семья, язык и языковая группа, этническая территория, особенности культуры, быта и т.д.) |
4. Примерные задания для практических работ
Независимо от выбора варианта изучения при выборе темы для зачета рекомендуется использовать элементы проблемного обучения, заключающиеся в выделении проблемы исследования и предположения проблемных гипотез, которые формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, при изучении группой культуры нивхов перед учениками ставились следующие вопросы для проверки:
- основополагающий вопрос (проблема) исследования- владеют ли нивхи своей культурой и традициями в наше время?
отсюда «вытекают» возможные темы исследовательских работ (групповых, индивидуальных), гипотезы работ. Например:
· Являются ли нивхи вымирающей нацией?
· Трудно ли научиться нивхскому языку?
· Чем отличается одежда нивхов от других народов КМНС?
· О чем рассказывают сказания и мифы нивхов?
· Всегда ли нивхи проживали на Нижнем Амуре и о.Сахалин?
· Что значат для нивха традиционные виды деятельности?
Вся последующая работа учащихся должна быть направлена на поиск решения поставленной проблемы.
5. Методические рекомендации
При выборе варианта групповой работы рекомендуется разделения учащихся на 8 групп (по числу народностей) для более полного изучения этнографии одного из народов (нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи, эвены, эвенки, негидальцы, нивхи). Общий план изучения особенностей одного из народов можно представить в виде блоков:
1. Особенности народа, признаки (портретные черты, черты характера)
2. История происхождения
3. География проживания, природные зоны территории проживания
4. Статистика изменения численности народа, демография
5. Особенности культурных традиций
6. Языковые особенности
7. Принадлежность к религии.
При выборе такого варианта построения курса тематическое планирование можно пересмотреть: сначала «выдать» лекции, научить приемам работы по поиску, анализу и визуализации результатов исследования, затем дать достаточное количество часов для практики. При этом каждая группа будет изучать этнографию отдельного народа (например, нивхов), а каждый ученик может изучать и оформлять «свой» вопрос, например «Языковые особенности нивхов».
В итоге изучения зачетный урок станет представлением итогов работы группы- сайта, а работа каждого учащегося будет оцениваться по собственным страницам в этом сайте. Пример такого итога можно посмотреть на страницах сайта «Виртуальный музей «В гостях у нивхов», созданного автором курса с учениками 8-9 класса по адресу: http://kins07-oremif-nikol.narod.ru/.
Рекомендуемая программа для сайтостроения- «Конструктор школьных сайтов», наиболее простая в работе, не требующая знания гипертекстового языка. Данное программное обеспечение распространялось по школам Хабаровского края в комплекте «Первая помощь», при отсутствии- свободно распространяется в сети интернет.
При индивидуальной исследовательской работе, в зависимости от развития ИКТ компетентности учащихся, оформление результатов для зачета может представляться как в виде презентаций, так и в виде страниц сайта.
Умение пользоваться программами для построения диаграмм, графиков, оформления сайтов в курсе информатики 9 класса зависит от вида изучаемой программы «Информатика и ИКТ» в конкретном образовательном учреждении. Так, при изучении информатики по А.Г. Гейну в 9 классе построение графиков и диаграмм изучается уже в первой четверти, а построение сайтов во втором полугодии и предлагаемое планирование изучения курса построено «под» эту программу. Поэтому, выбирая структуру построения изучения данного курса, необходимо ориентироваться на особенности изучения девятиклассниками предмета «Информатика и ИКТ». При отсутствии необходимых умений учащихся учителю потребуются дополнительные занятия для приобретения таких ЗУНов. Работу можно построить, ориентируясь на следующий примерный план организации занятий по исследованию этнографии нивхов, отбирая лишь необходимые темы занятий.
Разработка дополнительных теоретических и практических тем, необходимых для выполнения работы в заданной области.
Учебно-тематический план (дополнительный)
№ |
Тема |
Задачи |
Количество часов |
|
Теоретические занятия (коллективные и индивидуальные) |
10 | |
1 |
Выбор тем исследования. Формулирование рабочей гипотезы. Разработка программы исследования |
- формирование представлений о сходствах и различиях у народов КМНС; - изучить особенности менталитета нивхов |
1 |
2 |
Оформление работы |
Обучение основным принципам оформления работ в текстовом редакторе, применение сносок, оформление списка литературы и интернет- страниц |
1 |
3 |
Способы и формы предоставления данных |
Применение таблиц, диаграмм, графиков; графики, звука и изображений для достижения цели работы |
1 |
4 |
Работа с физической картой, контурной картой и социальным сервисом Google maps |
- развитие навыков работы с географической картой, составление собственной карты, изучение способов отображения, знакомство с Google maps |
1 |
5 |
Компьютерная обработка данных исследования |
Познакомить со способами обработки данных (видео, аудио); сортировка, поиск, отбор информации, сканирование |
1 |
6 |
Знакомство с «Конструктором школьных сайтов» |
Научить создавать страницы сайта с помощью «Конструктора школьных сайтов»: свойства проекта, свойства страницы, вставка и т.д. |
1 |
7 |
Сеть Интернет |
Научить работать с глобальной сетью Интернет и поиску, сохранению информации в ней. |
1 |
8 |
Посещение краеведческого музея |
Познакомиться с краеведческими материалами по теме. |
2 |
9 |
Обработка цифровых фотографий в графических редакторах, адаптация к Web |
Знакомство со программами обработки изображений, способами расширения, сжатия, адаптации к Web в диспетчере рисунков Microsoft Office Picture Manager |
1 |
Хорошим помощником для организации работы детей по выработке необходимых навыков при изучении дополнительных практических тем послужит учебное пособие Intel «Обучение для будущего» (см. раздел Литература). В этом пособии опубликованы готовые занятия для самостоятельной работы, такой, как, например, создание и защита презентации, электронные таблицы в проектной работе, создание веб- сайта, защита проекта. В этом пособии доступно описаны критерии оценивания работ, правила создания библиографии, показано, как искать информацию в Интернете. Пособие издано в виде рабочей тетради, в которой может работать учащийся, создавая свою работу. При недостаточном количестве экземпляров необходимые страницы можно просто размножить.
6. Критерии оценивания результатов обучения
Результаты исследовательской работы уч-ся (19-20 урок) можно оценить, используя нижеперечисленные требования по следующим критериям:
· Связь с учебной программой и учебным планом элективного курса
· Содержание проекта
· Соблюдение авторских прав
· Оригинальность
· Мультимедийные средства
· Работа в группе
· Графический дизайн
|
1 (Плохо) |
2 (Слабо) |
3 (Хорошо) |
4 (Отлично) |
Связь с учебной программой и учебным планом элективного курса |
Содержание и тематика сайта, презентации не связано с программой элективного курса |
Содержание и тематика сайта, презентации в некоторой степени связано с программой элективного курса. Рассмотрены некоторые разделы плана изучения курса |
Содержание и тематика сайта, презентации связано с программой элективного курса, но разделы (структура сайта) не полностью соответствует плану изучения. |
Содержание и тематика сайта, презентации полностью ориентировано на программу элективного курса. Содержание сайта может быть использовано в рамках учебного процесса в качестве образца готовых работ для уч-ся или интегрировано в образовательный процесс при изучении определенных тем предметов география, история и т.д. |
Содержание проекта |
Нет логической последовательности в изложении материала, были допущены ошибки. Отсутствуют самостоятельные исследования учащихся. Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели и темы расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы программы.
|
Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы. Деятельность в данном исследовании требует от учащихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные цели и темы расплывчаты и плохо поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы программы.
|
Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели и темы исследования изложены и частично поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы программы.
|
Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы. |
Соблюдение авторских прав |
Материалы проекта созданы с нарушением авторских прав.
|
Материалы проекта включают ссылки на некоторые первоисточники, оформленные с соблюдением авторских прав. |
Материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав. |
Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав. Авторы проекта продумали защиту своих прав на создаваемые в рамках проекта электронные публикации. |
Оригинальность |
Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации. |
Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных источников информации. |
Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации. |
Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников. |
Мультимедийные средства |
Использование видео, аудио, компьютерной анимации практически отсутствует и/или дается в отрыве от содержания. |
В материалах проекта используется довольно много элементов мультимедиа, однако это осуществляется несистематично. |
В материалах проекта элементы мультимедиа представлены очень широко, и их использование всегда педагогически оправдано. |
Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов |
Работа в группе |
Роли между участниками группы распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом. |
Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно. |
Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы. |
Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы. Графический |
Графический дизайн |
Графическим иллюстрациям уделено слишком большое внимание, мешающее восприятию содержания проекта. |
Графические и мультимедийные компоненты не отвлекают от содержания, но выполнены не всегда корректно - отсутствует гармония, пропорции, нет четкой графической концепции и общего стиля. |
Элементы дизайна и содержания взаимодополняют и усиливают друг друга. |
Элементы дизайна и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся. |
7. Информационное обеспечение программы
1) список литературы:
· Гонтмахер П. Золотые нити на рыбьей коже. Хабаровск,
· Деревянко А.П. В стране трех солнц: рассказы археолога о древностях Приамурья. Хабаровск.: 1970, 141 с.
· Загадка Древнего озера. // Приамурские ведомости.
· Ивлева Е. Международное десятилетие коренных народов. // Амурский лиман. 2008. 28 февраля, с.4.
· История и культура народов Севера Дальнего Востока. М.: Наука, 1967, 213 с.
· Марченко А. Выездной форум коренных малочисленных народов Севера. // Амурский лиман. 2008, 22 мая, с.7.
· Мхеидзе А. Слово- бессмертная и неисчерпаемая сокровищница истории. // Амурский лиман. 2008, 10 апреля, с.3.
· Попов В. След дракона. // Рыбак Хабаровского края,
· Савченко А. Бурхан с «летающего амбара» (об археологических находках в районе Нижнего Амура). //Тихоокеанская звезда. 24 сентября 2004, с.9.
· Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с
· Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Л.: Наука, 1975, 234 с.
· Чадаева А. К югу от северного сияния: очерки об искусстве народов Севера. Хабаровск, 1982, 101 с.
· Широкая дорога нани. Хабаровск,
· Штернберг Л.Я. Гиляки, гольды, орочи, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933.
· Intel Обучение для будущего: учебное пособие-8-е изд., исправленное и дополненное -М.: Интернет- Университет Информационных Технологий, 2006.-148 с.
2) перечень интернет- ресурсов:
· «Виртуальный музей «В гостях у нивхов» http://kins07-oremif-nikol.narod.ru/
· Социальный интернет- сервис «Google Maps» http://maps.google.ru/
· Материалы переписи населения 2002г http//www.perepis 2002.ru
· Языки народов Сибири, находящиеся под угрозой исчезновения http://lingsib.iea.ras.ru/ru/
· Сайт Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ http://www.raipon.org/
· О территориях традиционного народопользования (законодательные документы, перечни и т.д.) http://www.kodeks.ru/noframe/com
· Эвенки Забайкалья: история и современность http://www.oldchita.megalink.ru/etnography/evenk/03kuznetsov.htm
· Народы России.Проблемы.Решения. http://www.kprf.org/archive/index.php/t-820.html
3) перечень программного обеспечения:
· Microsoft Oficce (Word, Exel)
· E-Publiser («Конструктор школьных сайтов»)
· Программные диски по истории Дальнего Востока
· Программные диски по географии Дальнего Восток
скачать документ Word