Родословная

 

Наш предок - Аннин


 

 

(Родословная)

Морозный зимний день. Идет по тайге нивхский охотник в поисках дичи, пробирается сквозь заросли на своих широких, обшитых камусом лыжах. Раздвигая ветви, он замечает, что, чем дальше он идет, тем гуще они покрыты инеем. Что такое? Пройдя еще несколько метров, он вдруг увидел чудо: посреди тайги бьет ключ, но вода не замерзает, над ней поднимается пар, как над котлом с кипящей водой. С трудом преодолев страх, опустил руку в воду. Вода была горячая, не кипяток, но достаточно для того, чтобы не замерзать на морозе. Горячий ключ! Вытащив из-за пазухи юколу, он опустил ее в воду, подождал, пока она распарится. Поев горячей юколы, поспешил назад, в свое стойбище Мхыл ( сейчас с. Сусанино Ульчского района), чтобы рассказать сородичам о найденном чуде. Ключ назвали Хабля (нивх.: к*авла чах - горячая вода). Нивхи уже тогда знали, что вода целебная, пользовались ею, лечили свои недуги. Есть еще легенда о нивхской девушке, красавице Аннушке, она тяжело заболела, вся покрылась коростами, даже шаман не смог вылечить ее, поэтому приказал изгнать из стойбища. Аннушка бродила по тайге, наткнулась на горячий источник, жила возле него, купалась и исцелилась. Таковы легенды. Но одно бесспорно: воды эти были найдены местными жителями - нивхами, это была их родовая тайна, за разглашение - смерть. У моего деда по матери, Лава Гаврила, нивха по национальности, отец - Калистрат, был старостой села Мхыл (умер в 1945). Так вот, Калистрату была вручена грамота за открытие Аннинских Вод как прямому потомку Аннина. И вдобавок - ящик водки. Грамота действительно была, о ней слышали в детстве и моя мать, и ее братья и сестры, и другие родственники. Калистрат передал ее младшему сыну Сергею, после смерти Сергея она, видимо, осталась у его жены и со временем потерялась. Таким образом получается, что Аннин - реальное лицо, это подтверждают дошедшие до нас сведения. Русские узнали об этих водах в середине 19 века. Вот как это было. Русский купец Иванов спускался на лодке вниз из села Больше-Михайловское в стойбище Мхыл. Вез его гиляк (нивх) Аннин. Причалив, пошли к богатому гиляку Тогуну, стали пить водку. Аннин сидит на корточках у стены, слюнки глотает. Расщедрившись, купец налил и ему. Аннин выпил и крякнул:»А! Горячая, как Хабля!» «Что за Хабля, где Хабля?» - давай выпытывать Иванов. Поняв, что проговорился, Аннин выскочил на улицу. По слухам, гиляки убили кого-то за разглашение родовой тайны. Но, видимо, это Тогун рассказал Иванову о месте нахождения горячего источника. Как бы там ни было, а первым русским пациентом целебных вод был купец Иванов. Купался он в источнике и, говорят, вылечил свою больную спину. А Аннина позже царское правительство наградило грамотой за открытие минеральных вод.

Аннин - нивхское имя (кстати, есть у нивхов и имя Путин), на картах Аннинские Воды пишутся через «и», но одновременно с этим действительно написание и через «е», в честь супруги губернатора Фуругельма, Анны Николаевны, которые присутствовали при официальном открытии здравницы в 1866 году. Так что получается, что наш дед Лава Гаврил и мы -многочисленные теперь его внуки, правнуки и праправнуки - являемся потомками Аннина, чьим именем названа краевая бальнеологическая больница восстановительного лечения Аннинские Минеральные Воды.   Находится она в Ульчском районе, в семи километрах от села Сусанине вглубь тайги.

В годы советской власти при институтах были образованы отделения народов Севера. Многие представители малочисленных народностей получили здесь высшее образование, профессии учителей и врачей. На таком отделении в пединституте учились и поженились мои родители, затем мать привезла сюда учиться своего младшего брата Ивана, Ванечку, как ласково звали его в институте, так как ростом он был маленький, но характером - веселый и общительный. Дядя Ваня первым из националов поступил на физмат (все учились на филологическом), учился очень хорошо, после института пришел работать в школу с. Тахта Ульчского района. В трудовой книжке у него всего две записи: принят в 1958 году и уволен в связи с выходом на пенсию в 1994. Профессия учителя такова, что он, может быть, и не всех своих учеников запомнит за всю свою жизнь, но ученики его помнят все. Как часто, разговаривая с незнакомыми людьми, упомянув его имя, я слышала: «Иван Гаврилович! Я учился у него!» Отзывы только положительные, хвалят как прекрасного учителя, профессионала, знающего свой предмет, свое дело. За многолетний труд ему было присвоено звание «Отличник образования». Иван Гаврилович Лава умер в 2001г. Как жаль, что хорошие слова о человеке мы часто говорим уже после того, как потеряем его.

Чайкун Григорий Федорович, тоже потомок Аннина. Педагог, специальность - история, с отличием закончил пединститут в 1948г. Он -первый нивх, получивший высшее образование. Многие годы преподавал в школах края, в 60-х годах был директором школы в селе Сусанине. Сейчас он на пенсии, живет в Хабаровске. В разговорах с ним я узнала многие подробности об Аннине, о нивхах, об их жизни. Он еще застал, видел настоящий медвежий праздник, а не возрожденный, театрализованный, как сейчас. Видел, как охотник Дехаль убивал медведя из лука, натягивал тетиву, а ведь на это много сил требуется. Медведю надо попасть стрелой прямо в сердце, когда он в ярости встает на задние лапы, подняв передние. В селе Акша жил охотник Андора, маленький, сухонький старичок. Он за жизнь убил больше ста медведей - петлей, копьем, потом уже ружье появилось. Нивхи -прирожденные рыбаки и охотники. Помнит Григорий Федорович старика Мынгаса, как тот дрался палкой, крутил ее со страшной скоростью, так что ее не было видно. Почему-то сразу представила так модные сейчас японские единоборства. Оказывается, нивхи тоже могли так драться.

Я семнадцать лет проработала в библиотеке села Анненские Воды, читала отдыхающим лекции об истории открытия этих вод. В материалах краеведа Е.М. Золотых нашла письмо Николая Чайкуна, брата Григория Федоровича, в котором он пишет, что, по рассказам их матери, на горячий источник наткнулся ее дед, звали его Чокон (нивх.: Чох ан). Кстати, Николая в детстве звали тоже Чокон, по-нивхски. Значит, у того охотника, с которого началась эта заметка, есть конкретное имя - Чокон. А я с детства знаю, что мы с Чайкунами родня - они моей матери двоюродные братья, Калистрат - их общий дед. Вот так, занимаясь историей Анненских Вод, я поняла, что сама являюсь потомком Аннина|^Если бы еще найти, - нет, не грамоту, она утеряна навсегда, - но хотя бы исходные данные, регистрацию. В архиве мне объяснили, что дореволюционные материалы находятся во Владивостоке.

Надежда Ивановна Кауна, уроженка с. Кальма (как «...в среднем теченье Амура - родина всех нанай», так и Кальма - родина амурских нивхов, у всех нивхов - кальминские корни), - рассказала много интересного о моих родственниках. В детстве они с ребятней собирались по вечерам у деда Калистрата слушать сказки. Он был прекрасным рассказчиком, пел, изображал в лицах, дети слушали его, затаив дыхание. Дед, как маленький, сильно любил сахар, и дети экономили, не съедали свой сахар, несли ему в кулачке, только чтобы он весь вечер рассказывал им сказки. Надежда Ивановна до сих пор не может объяснить одну забавную историю. Дед Калистрат рассказывал им интересную сказку про Сивку-Бурку. Потом, когда она пошла в школу, в учебнике прочитала русскую сказку «Сивка-Бурка» и очень удивилась, как дедова сказка оказалась в русском учебнике? Сказала ему, он тоже очень удивлялся и все просил Надю почитать ему эту сказку. И маленькая Надя читала старому деду русскую сказку, а тот все изумлялся: «О-нае-е» и просил читать еще и еще. Дед Калистрат был в свое время старостой села Мхыл, и ему как старосте дали знак - круглую медную бляху, которую он так и проносил на шее всю жизнь, не снимая, даже когда мылся. К старости уже и грудь болела, ему говорили - сними, тяжелая ведь, а он - нет, нельзя, мне дали. Было на ней что-то написано, но Надежда Ивановна не помнит, что. Мой дед - Лава Гаврил, тоже пел, сказки рассказывал. Ученые из Ленинграда записывали его на магнитофон. Он изображал голоса птиц, зверей, прижимая к горлу ладонь ребром и бил по ней. Значит, у нивхов тоже было горловое пение?

В маленькой газетной заметке невозможно рассказать о всех потомках Аннина - рыбаках, охотниках, учителях, врачах и многих других. Закон жизни таков, что с каждым годом их становится все больше и больше, ведь генеалогическое древо разветвляется книзу все шире и шире, и мы не знаем порой, что где-то рядом твоя родня, что у нас общий предок - Аннин, чьим именем обозначена на карте краевая здравница. Может, отзовется еще кто-нибудь и продолжит мой рассказ о нашем роде, дополнит его?

Людмила Ивановна Гарднер

г. Хабаровск, 2003

 

http://raipon.grida.no/russian_site/news/index.cfm?requestedItemId=429&requestedCategory=5

 

Hosted by uCoz